Здравствуйте, уважаемый гость!
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в общении. Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии.
Например:- 2007 год – при проведении обследования будущих первоклассников из 39 человек 19 имеют нарушения речи (48,7%); - 2008 год – при обследовании будущих первоклассников из 43 человек 25 имеют нарушения речи (58%). А ведь к 4-5 годам ребенок должен четко произносить все звуки речи. Но дети такие разные и поэтому совершенно естественно, что у некоторых из них не все идет так, как этого бы хотелось, многие имеют нарушения речи. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление речи в этом возрасте нередко еще далеко от совершенства: нет чистоты в звучании шипящих, звука р, наблюдаются перестановки звуков и т. п. Обычно эти особенности формирования речи исчезают к 4-5 годам жизни, по мере созревания физиологических и психологических функций мозга, под влиянием речи окружающих и правильных их образцов. В то же время в быту распространено мнение, что со временем ребенок все равно рано или поздно «выговорится», поэтому особых тревог по этому поводу родители зачастую не испытывают. И совершенно напрасно, потому что неправильное произношение – может войти в привычку, а исправить его в более старшем возрасте будет гораздо труднее. Если окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка («сюсюкают»), то процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку необходимо специальное корригирующее обучение логопеда. Можно с уверенностью утверждать, что проблемы с речью обязательно отразятся при овладении грамотой и на успеваемости, так как ребенок будет стесняться своего недостатка и весьма неохотно поднимать руку, стараясь оставаться незамеченным. Отставая в учении, школьники, у которых имеются речевые расстройства, теряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию нарушителей дисциплины. При общении с ребенком, задавая вопросы нужно терпеливо ждать ответа, уметь выслушать и правильно ответить. Окружающие ребенка люди своей плавной, четкой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому подражанию оформления речевого высказывания. В случае появления у ребенка быстрого темпа речи, «захлебывания» словами, «лавинообразного» развития накопления словарного запаса и развития фразовой речи, необходим особый речевой режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки. Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи. Практика показывает, что ребенка с нарушениями речи при системной работе с ним можно вывести из такого состояния. Коррекционная работа с такими детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий. На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка. На групповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. Что касается практических советов, то они очень просты: 1.Подберите (посоветуйтесь с логопедом) те упражнения, которые необходимы именно вашему ребенку, а остальные используйте в качестве игровых, для разминки. 2.Старайтесь, чтобы занятия с ребенком были регулярными, какими бы важными ни были ваши собственные дела. 3.Нельзя принуждать ребенка заниматься. 4.Обязательно убедитесь в том, что ребенок правильно понял задание. 5.Обязательно проконтролируйте правильность выполнения задания. 6.Только усвоив, как следует, одно упражнение, можно приниматься за следующее. 7.Будьте доброжелательны и терпеливы, если не все будет получаться с первого раза (иногда это может вызвать отказ от продолжения занятия) – подбодрите его и вернитесь к уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось. 8.Не ругайте ребенка за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные победы. Если ребенок имеет нарушения речи, то необходимо, что бы он посещал логопедические занятия. Если в детском саду такой возможности нет, тогда необходимо сообщить родителям, что бы они смогли найти такую возможность.
© Ссылка на
источник:http://sch773uv.mskobr.ru/conditions/usloviya_priema/sovety_roditelyam_buduwih_pervoklassnikov1/
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в общении. Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии.
Например:- 2007 год – при проведении обследования будущих первоклассников из 39 человек 19 имеют нарушения речи (48,7%); - 2008 год – при обследовании будущих первоклассников из 43 человек 25 имеют нарушения речи (58%). А ведь к 4-5 годам ребенок должен четко произносить все звуки речи. Но дети такие разные и поэтому совершенно естественно, что у некоторых из них не все идет так, как этого бы хотелось, многие имеют нарушения речи. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление речи в этом возрасте нередко еще далеко от совершенства: нет чистоты в звучании шипящих, звука р, наблюдаются перестановки звуков и т. п. Обычно эти особенности формирования речи исчезают к 4-5 годам жизни, по мере созревания физиологических и психологических функций мозга, под влиянием речи окружающих и правильных их образцов. В то же время в быту распространено мнение, что со временем ребенок все равно рано или поздно «выговорится», поэтому особых тревог по этому поводу родители зачастую не испытывают. И совершенно напрасно, потому что неправильное произношение – может войти в привычку, а исправить его в более старшем возрасте будет гораздо труднее. Если окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка («сюсюкают»), то процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку необходимо специальное корригирующее обучение логопеда. Можно с уверенностью утверждать, что проблемы с речью обязательно отразятся при овладении грамотой и на успеваемости, так как ребенок будет стесняться своего недостатка и весьма неохотно поднимать руку, стараясь оставаться незамеченным. Отставая в учении, школьники, у которых имеются речевые расстройства, теряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию нарушителей дисциплины. При общении с ребенком, задавая вопросы нужно терпеливо ждать ответа, уметь выслушать и правильно ответить. Окружающие ребенка люди своей плавной, четкой по артикуляции и построению фразы спокойной речью побуждают его к такому подражанию оформления речевого высказывания. В случае появления у ребенка быстрого темпа речи, «захлебывания» словами, «лавинообразного» развития накопления словарного запаса и развития фразовой речи, необходим особый речевой режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки. Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи. Практика показывает, что ребенка с нарушениями речи при системной работе с ним можно вывести из такого состояния. Коррекционная работа с такими детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий. На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка. На групповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. Что касается практических советов, то они очень просты: 1.Подберите (посоветуйтесь с логопедом) те упражнения, которые необходимы именно вашему ребенку, а остальные используйте в качестве игровых, для разминки. 2.Старайтесь, чтобы занятия с ребенком были регулярными, какими бы важными ни были ваши собственные дела. 3.Нельзя принуждать ребенка заниматься. 4.Обязательно убедитесь в том, что ребенок правильно понял задание. 5.Обязательно проконтролируйте правильность выполнения задания. 6.Только усвоив, как следует, одно упражнение, можно приниматься за следующее. 7.Будьте доброжелательны и терпеливы, если не все будет получаться с первого раза (иногда это может вызвать отказ от продолжения занятия) – подбодрите его и вернитесь к уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось. 8.Не ругайте ребенка за неудачи, но обязательно хвалите даже за незначительные победы. Если ребенок имеет нарушения речи, то необходимо, что бы он посещал логопедические занятия. Если в детском саду такой возможности нет, тогда необходимо сообщить родителям, что бы они смогли найти такую возможность.
© Ссылка на
источник:http://sch773uv.mskobr.ru/conditions/usloviya_priema/sovety_roditelyam_buduwih_pervoklassnikov1/
Интересная статья для родителей, с Вашего позволения размещу ссылку на школьном сайте
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, я рада, что заходите в гости.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить